Therapia

Болонский процесс и будущее Украины

Какое отношение к Болонскому процессу имеет медицина, наиболее древняя и консервативная отрасль человеческой деятельности? Что он может дать студентам, врачам, препода­вателям, жителям Украины? Действительно нужно ли это нам и нужны ли мы там? Синдром «запаздывания» и наше совсем недалекое прошлое, из которого вышло подавляющее боль­шинство профессорско-преподавательского состава, позво­ляли прогнозировать, что реформирование украинского медицинского образования будет проходить очень трудно. О состоянии, в котором сегодня находится высшая медицин­ская школа в Украине, мы попросили рассказать первого заме­стителя главы Комитета Верховной Рады Украины по вопро­сам здравоохранения, заведующего кафедрой внутренней медицины № 1 Национального медицинского университета им. А.А. Богомольца, д-ра мед. наук профессора Вячеслава Григорьевича Передерия.


  — Вячеслав Григорьевич, заведуя кафедрой, работая проректором в медицинском университете и в МЗ Украины, будучи идеологом создания концепции реформирования медицинского образования 1992–2002 гг., Вы хорошо изучили существующую систему. Считаете ли Вы правильным то, что Украина присоединилась к Болонскому процессу, а не сохранила привычную для нас схему подготовки медицинских кадров?

То, что Украина не является исключением из общего пути развития, думаю, спорить никто не будет. И то, что все реформы у нас начинаются обычно с одного рефрена: «Наш путь — свой путь», надеюсь, никто оспаривать тоже не будет. В наследство от СССР нам досталось то, что мировой опыт мы принимаем после долгих блужданий, ошибок и сомнений. На протяжении многих лет в Украине переживали реформаторский зуд в изменении учебных планов по перемещению учебных дисциплин с одного курса на другой. Не понимая зачем и для чего, не изменяя системы и игнорируя опыт подготовки врачей в странах с высоким уровнем здравоохранения, мы в течение более чем 30 лет рассуждали о реорганизации учебного процесса и якобы пытались что-то делать. Когда в суверенной Украине появилась возможность создать систему подготовки врачей такой, какой она была в развитых и богатых странах мира, то была очень быстро разработана и принята программа реформирования высшего медицинского образования на 1992–2002 гг. Тогда, в далеком 1992 г., сразу удалось перейти на додипломную подготовку врачей с трех факультетов (лечебный, педиатрический, медико-профилактический) на один — к системе подготовки врача на едином медицинском факультете (квалификация которого — врач, что соответствовало в США Medical doctor, MD), врача-стоматолога — на стоматологическом факультете, так, как осуществляется подготовка врачей в большинстве стран мира. Была введена модульно-рейтинговая система обучения и оценок знаний студентов, потому что «ленточная» система преподавания с огромным количеством мелких дисциплин — это путь в никуда в образовании. Учить многому — это не учить ничему. С 1992 г. последипломную специализацию врачей стали проводить в интернатуре (аналог американской резидентуры) в течение 1,5–3 лет с дальнейшей аттестацией по единым стандартам и выдачей сертификата врача соответствующей специализации. Удалось осуществить переход к государственной аттестации врачей каждые 5 лет по единым стандартам. Вся эта реформа медицинского образования в Украине проводилась не ради самой реформы и не только для того, чтобы выпускник высшей школы был конкурентоспособным в любой стране мира. Она проводилась в целях перехода на подготовку врача общей практики/семейного врача, потому что переучить любого человека труднее, чем научить. Первый выпуск таких врачей должен был состояться в 1998 г. Но этого, к сожалению, не произошло. Была введена и ступенчатая подготовка по образовательным и квалификационным уровням: для врачей — специалист, магистр; для медицинских сестер — младший специалист (подготовка в течение 2 лет в медицинских училищах), бакалавр (подготовка в колледжах 4 года), магистр (1 год). И что очень важно, учебные планы бакалавров были интегрированы с учебными планами медицинских факультетов. Медицинские сестры-бакалавры при желании могли продолжить образование на медицинских факультетах с 3-го года обучения. Мы опережали Европу в понимании процессов, происходящих в области образования в мире, как минимум на 7 лет. Но молчаливая и влиятельная оппозиция, не понимая и не принимая того, что происходит с медицинским образованием в Украине и в мире, не разобравшись в переменах и страшась их, как только получила возможность, не просто вернула все на свои места, но и извратила многое до неузнаваемости. Вхождение в Болонский процесс является единственно возможным спасательным кругом для нашей многострадальной системы образования. Принять необходимые изменения и «войти» в Европу и мир на равных… или не принять и оказаться в стороне.

— Чем же так привлекателен Болонский процесс для студентов, преподавателей и страны в целом?

Страна получит специалистов и систему образования мирового уровня. Студент — возможность учиться и работать врачом в любой стране, преподаватель — быть востребованным на медицинском факультете в любом университете Европы и мира.

Болонский процесс — это неизбежность, и то, что он затянулся в Украине, это плохо. Наш современный уровень преподавания, базирующийся на старых представлениях, собственных данных и общих мнениях корифеев и научных школ, должен восприниматься нами как наше историческое прошлое, а настоящее — это данные доказательной медицины, сведения из Кокрановских обзоров и международных протоколов-формуляров обследования и лечения больных. Стремительно возрастает поток научной информации. За два года происходит удвоение знаний, особенно в области биологии, генетики, химии, иммунологии, фармакологии. Пришло время, обучив ученика базисным знаниям в своей дисциплине, научить его решать поставленные сначала типовые, а затем и нетиповые ситуационные задачи, постепенно подводя к творчеству. Отсюда и появление новых понятий об уровнях знаний. К примеру, рассказать, как правильно пальпируется живот, намного легче, чем правильно его пропальпировать, потому что это уже умение, то есть более высокий уровень знаний. Соответствовать первому уровню — это иметь представление о чем-либо, вторым уровнем является само знание, далее следует умение применить это знание, профессиональные навыки и, наконец, творчество. Ведь медицина — это и наука, и искусство одновременно. Искусство применить науку относительно конкретного больного. Цикловые, модульные, рейтинговые системы обучения и оценок используют в настоящее время в большинстве стран мира. Первыми поняли это в США. Они уделили огромное внимание технологиям преподавания, сократили рабочую неделю с 40–42 ч в вузах до 28–24 ч, увеличив объем самостоятельной работы. В объединенной Европе соотношение преподаватель/студенты 1:4 или 1:5, в зависимости от страны, а у нас — 1:8–1:10, да и еще огромная аудиторная нагрузка на профессоров, доцентов и ассистентов. Только в Украине преподавателям платят за количество отработанных часов, а не за количество студентов, которых они обучают. В США и на Западе существуют университетские клиники — с мощными лабораториями, профессорами, которые не только читают лекции, но и проводят исследования, занимаются научными изысканиями с молодыми коллегами — студентами, ординаторами, аспирантами не ради статей, диссертаций, монографий или званий, а ради получения реального результата, который можно продать.

В чем главное отличие медицинского образования от любого другого высшего образования? Врач — единственная профессия, в которой, получив диплом, выпускник университета не имеет права самостоятельно работать. Во всем мире на сегодняшний день врач получает право самостоятельно работать минимум через 3 года, максимум через 11 лет. Когда я работал в минздраве и готовил реформу, к нам приезжало много людей из диаспоры. И они рассказывали, что для получения права самостоятельно работать нейрохирургом требуется 7 лет. А наши выпускники приезжают через один год после окончания университетов и объявляют, что они оперирующие нейрохирурги, урологи, отоларингологи и т. д. Как такое возможно? Нигде, кроме стран бывшего социалистического лагеря, нет докторов-узистов, эндоскопистов, фтизиатров. Нигде не понимают, что такое кандидат или доктор медицинских наук, оплачиваемый государством (налогоплательщиками) академик и член-корреспондент. Существует одна ученая степень, Национальная академия наук, а отраслевые академии — это общественные клубы по интересам, где каждый член платит за себя взнос сам. «Понятия в определениях должны быть однозначными» — так гласит первый закон формальной логики. Если мы хотим, чтобы нас понимали, то и использовать должны унифицированные определения. «В чужой монастырь со своим уставом не ходи». Во всем мире врачей готовят на медицинском факультете в университетах, и наряду с медицинским факультетом функционируют стоматологический и фармацевтический. В наших медицинских университетах их значительно больше. Кто-то помнит, как в бывшем СССР появился педиатрический факультет? Я поднимал исторические документы. В 20-х годах прошлого века после революции, гражданской войны, когда царил голод и была катастрофически высокая детская смертность, а врачей-педиатров не хватало, в Декретах правительства как временная мера значилось: подготовить педиатров за 4 года. А потом забыли, что эта мера временная, и стали выдавать ее за наше выдающееся социалистическое достижение. Теперь о количестве дисциплин, преподаваемых студентам на этапе додипломного образования. В Европе их в среднем 30, у нас — почти 90. Множество узких дисциплин и общеобразовательных предметов мы преподаем студентам в ущерб фундаментальным клиническим. И названия дисциплин также отличаются. Я не понимаю, как могут преподавать клиническую фармакологию будущим врачам на кафедре фармакологии неклиницисты? О какой индивидуальной программе обучения у нас можно говорить? И почему нельзя учиться параллельно на двух или даже на трех факультетах? У нас звучит как фантастика, но на сегодняшний день в мире это широко практикуется.

— Чтобы провести реформу, всегда требуется время. Украина уже встала на путь реформирования системы образования. Можно ли сегодня говорить о каких-либо положительных результатах?

Многие люди знают меня как человека, который позволяет себе иногда говорить правдивые и одновременно страшные вещи. А ведь общеизвестно, чтобы что-то глубоко понять, нужно ужаснуться — тогда есть надежда, что человек поймет и исправится. Европа в 1999 г. не постеснялась на весь мир объявить о начале Болонского процесса в реформировании образования, цель которого: «Повысить конкурентоспособность европейской высшей школы по отношению к американской». Там поняли, что проигрывают Америке во многом: в космонавтике, электронике, биотехнологиях, в компьютеризации и др. Европа с ее амбициями не постеснялась на весь мир объявить о том, что она, будучи законодательницей моды в образовании в течение почти 800 лет, проиграла в этом соревновании США, история которого насчитывает всего 200 лет!

А у нас много спекуляций и непонимания этого и, как следствие, — очередное отставание. Многие люди в Украине противятся внедрению Болонской системы. А какая есть альтернатива? Мир стремительно развивается. Настоящее мира сегодня — это третий этап глобализации, который уже многое начал изменять под себя — даже психику человека. В глобальном мире можно преуспеть, многого добиться, только имея образование, соответствующее мировому уровню. И это только начало! Среднее и высшее образование, повторюсь, это только начало, а потом идет обязательное непрерывное профессиональное развитие. Без этого сегодня жить уже просто невозможно, а через 10–20 лет и говорить будет не о чем! Что же касается молодых людей, родителей, они должны осознать, что сегодня образование, знания, умения и информированность играют определяющую роль. Я могу напомнить, что датой начала глобализации многие считают 12 октября 1482 г. — день высадки Христофора Колумба в Новом Свете. Главными участниками и конкурентами тогда выступали страны, которые боролись за новые земли, ресурсы и рынки. На втором этапе, с 1800 по 2000 г., ключевыми участниками игры в мире стали не государства, а транснациональные корпорации, которые на практике определяли ее правила и следили за их выполнением; основной причиной экономической интеграции стало резкое снижение стоимости перевозки грузов в мире, вызванное стремительным развитием парового торгового флота, массовым строительством железных, а потом и автомобильных дорог, появлением новых средств информации — телеграфной и телефонной связи. Это было и начало эры электронных коммуникационных технологий, систем спутниковых и оптиковолоконных сетей. И, наконец, третий этап глобализации, который мир переживает сегодня. Уникальность его состоит в том, что впервые за всю историю человечества как отдельные люди, так и небольшие группы получили возможность сотрудничать и конкурировать на мировом рынке в качестве производителей и потребителей товаров и услуг практически в любой стране мира. А для того чтобы сотрудничать сегодня с любым человеком, компанией, объединением, необходимо иметь хорошее современное образование. Здесь имеет значение не количество дипломов, аттестатов, всевозможных свидетельств, званий и «названий», а именно знания и умения, которыми вы обладаете. Сегодня наши шансы на успех определяются не гражданством и местом проживания, а образованием, способностями, изобретательностью, упорством, доступом к мировой коммуникационной системе, стремлением к знаниям и пониманием того, что без ежедневного постоянного профессионального развития не может быть конкурентоспособности ни в одном из секторов экономики, сельского хозяйства, науки, здравоохранения или образования. Что мы возьмем с собой в будущее — зависит от всех нас, от уровня нашей культуры, особенно массовой, от нашей ментальности, и от того, какое воображение будем воспитывать у наших детей и внуков. И от нашей элиты: политической, экономической, научной, творческой тоже зависит очень много. Она должна не оглуплять, не стравливать, не унижать и не навязывать насильно ценности народу, а образовывать его, воодушевлять, примирять и готовить к нормальной человеческой жизни, а не к постоянной борьбе со всеми и везде. Другого пути, по моему глубокому убеждению, просто нет, и попытка отклониться от этого курса только отбросит еще дальше нас от развитых и даже развивающихся стран. Весь развитый и активно развивающийся мир уже далеко впереди. Позади только беднейшие страны!

Почему Болонский процесс в Украине идет не просто вяло, а очень вяло? Потому что до сих пор, почти через 20 лет после провозглашения своей независимости, Украина не определилась с политикой и стратегией собственного развития! В этих условиях никакие реформы ни в одной сфере не дадут ожидаемых результатов, поскольку они являются производными от главного — политического определения пути развития Украины! Сегодня, не мысля глобально, не понимая, что и почему происходит в мире, очень трудно, даже невозможно, принять правильное решение на локальном и отраслевом уровнях. Будущее Украины меня волнует только в одном плане: как быстро и каким образом она попадет в число богатых, достойных стран и будут ли наши дети и внуки более успешными, чем мы.

Подготовила Светлана Карпиловская