Я.И. Медведь, канд. мед. наук, Главный военно-медицинский клинический центр «Главный военный клинический госпиталь»
Следствием активации симпатоадреналовой системы является повышение циркулирующего и истощение центрального пула катехоламинов, усиление пресинаптического высвобождения катехоламинов, прямое их повреждающее действие на органы и ткани, стимуляция β-рецепторов миокарда и α1-рецепторов сосудов [4]. Антигипертензивные препараты первого ряда β-адреноблокаторы, ингибиторы ангиотензинпревращаю-щего фермента, блокаторы рецепторов к ангиотензину, блока-торы кальциевых каналов) устраняют нежелательные эффекты активации симпатической нервной системы и другие варианты нейрогуморального дисбаланса, характерного для больных с артериальной гипертензией (АГ), на уровне тканей и органов. Однако антигипертензивный эффект может быть достигнут также за счет снижения повышенной симпатической активности в центральной нервной системе.
Регуляцию тонуса симпатической нервной системы в вазомоторных центрах продолговатого мозга осуществляют два типа рецепторов на пресинаптических мембранах нейронов — α2-адренергические рецепторы и I1-имидазолиновые рецепторы. α2-Адренорецепторы расположены преимущественно на мембранах нейронов в ядрах одиночного тракта, получающих импульсы от баро- и хеморецепторов крупных артерий, I1-имидазолиновые рецепторы размещены на мембранах нейронов вентролатеральных ядер продолговатого мозга [9]. Стимуляция как α2-адренергических, так и I1-имидазолиновых рецепторов приводит к одинаковому эффекту — повышению частоты сердечных сокращений (ЧСС) и АД. Агонисты α2-адренергических рецепторов (клонидин, гуанфацин) и агонисты I1-имидазолиновых рецепторов (моксонидин) в свою очередь оказывают одинаковое действие, направленное на снижение активности симпатической нервной системы и повышение тонуса блуждающего нерва.
α2-Адренорецепторы и I1-имидазолиновые рецепторы расположены не только на мембранах клеток вазомоторных центров продолговатого мозга, но и в ряде клеток других органов. Со стимуляцией периферических α2-адренорецепторов связывают побочные эффекты их агонистов (α-метилдопы, клонидина, гуанфацина) в виде сухости во рту, депрессии и сонливости, что существенно ограничивает возможности их применения в клинической практике и определяет место в лечении пациентов с АГ как препаратов второго ряда.
Дополнительные же эффекты, связанные со стимуляцией I1-имидазолиновых рецепторов на клетках различных органов, оказывают существенное благоприятное влияние на патогенетические механизмы АГ (таблица).
Украинская ассоциация кардиологов рекомендует применять два агониста I1-имидазолиновых рецепторов — моксонидин и рилменидин [6]. Наиболее известен в Украине селективный агонист I1-имидазолиновых рецепторов моксонидин, влияние которого на α2-адренергические рецепторы минимально, что обеспечивает более низкую, по сравнению с другими центральными агонистами, частоту побочных эффектов.
Доказательная база моксонидина, в частности результаты значительного количества многоцентровых слепых плацебо-контролируемых исследований, самым крупным из которых является исследование TOPIC [24, 25], позволяет использовать его для лечения отдельных категорий пациентов, у которых АГ облигатно связана с гиперактивностью симпатоадреналовой системы.
По данным клинических исследований установлено, что моксонидин эффективнее плацебо в отношении снижения АД у больных с эссенциальной АГ легкой и средней тяжести [21], а также сопоставим по клиническим эффектам с антигипертензивными препаратами первого ряда (диуретиками, β-адреноблокаторами, ингибиторами АПФ и антагонистами кальция).
V.W. Schwartz и соавторы [23] оценивали эффективность монотерапии моксонидином в индивидуально подобранных дозах (0,2–0,8 мг/сут) у амбулаторных больных с АГ при величине диастолического АД (ДАД) более 95 мм рт. ст. (открытое многоцентровое клиническое исследование). Полученные этими авторами результаты свидетельствуют о том, что у 97% больных существенное снижение АД достигается при применении препарата в дозе 0,4 мг/сут. При проведении терапии моксонидином на протяжении 12 мес случаи привыкания к препарату не выявлены, а после прекращения антигипертензивной терапии АД повышалось постепенно, без развития синдрома отмены. Аналогичные данные получены Л.И. Ольбинской и Ю.В. Боченковым [3].
Двойное слепое плацебо-контролируемое исследование, проведенное М. Frei и соавторами [10], показало, что назначение моксонидина в суточной дозе 0,4 мг/сут вызывает достоверное снижение АД, сопоставимое с таковым при назначении гидрохлоротиазида в дозе 25 мг/сут. Монотерапия этими препаратами способствует снижению АД в среднем соответственно на 20/12 мм рт. ст. и 22/13 мм рт. ст. При использовании комбинации указанных препаратов наблюдается аддитивный эффект.
Одинаковое снижение АД при лечении моксонидином (0,2 мг/сут) и атенололом (50 мг/сут) доказано в многоцентровом рандомизированном двойном слепом исследовании в параллельных группах больных с АГ легкой и средней степени тяжести и ДАД 95–115 мм рт. ст. [20]. Результаты рандомизированного двойного слепого 4-недельного исследования, проведенного G. Lotti и соавторами [16], в котором сравнивали антигипертензивную эффективность моксонидина (0,2–0,4 мг/сут) и каптоприла (25–50 мг/сут) у больных в возрасте 20–75 лет с ДАД 95–115 мм рт. ст., показали одинаковую эффективность обоих препаратов в указанных дозах. Аналогичные результаты получены R.F. Schafers и соавторами [22], H.E. Kuppers и соавторами [14] при сравнительном анализе антигипертензивной эффективности моксонидина (0,2–0,4 мг/сут) и эналаприла (5–10 мг/сут) у больных с АГ легкой и средней степени тяжести.
R. Wolf [26], S. Mangiameli и соавторы [17], опираясь на результаты проведенных рандомизированных двойных слепых сравнительных исследований, сделали вывод о том, что моксонидин в дозе 0,2–0,4 мг/сут по антигипертензивному эффекту эквивалентен нифедипину в дозе 20–40 мг/сут.
Метаанализ данных клинических испытаний моксонидина свидетельствует о большей чувствительности к препарату пациентов с высоким ДАД, повышенной частотой базального пульса и бóльшим объемом сердечного выброса [12]. Результаты контролируемых исследований и данные литературы свидетельствуют о том, что моксонидину следует отдавать предпочтение в группах пациентов с вероятным повышением активности симпатической системы, особенно у больных старшего возраста [24], с ожирением и синдромом инсулинорезистентности [2, 3, 15], в перименопаузальный период [1, 3, 11, 12] и при лечении молодых людей (старше 16 лет) с высоким нормальным АД [22].
Результаты постмаркетингового исследования, в котором проанализировано лечение более 8 тыс. больных [19], показали, что моксонидин (0,2–0,4 мг/сут) хорошо переносят 95% пациентов. Наиболее характерный для центральных агонистов побочный эффект (сухость во рту) отмечали 4% больных в течение первых 3 нед терапии и только 2% больных — через 6 нед. Частота других побочных эффектов (головная боль, головокружение и утомляемость) не превышала 2%, а их выраженность обычно не требовала отмены препарата [20].
Мы провели собственное исследование клинической эффективности моксонидина у 25 больных в возрасте 45–79 лет с АГ II ст. на фоне хронических форм ишемической болезни сердца и синдрома инсулинорезистентности, диагностированного согласно критериям NCEP (National Cholesterol Education Program) Adult Treatment Panel III [7, 8].
Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что терапия моксонидином больных с АГ в сочетании с синдромом инсулинорезистентности в индивидуально подобранной дозе (0,4–0,6 мг/сут, в среднем 0,52±0,02 мг/сут) способствовала снижению систолического АД (САД) в среднем на 14,9% без достоверного снижения ДАД. При этом целевое АД ниже 140/90 мм рт. ст. достигнуто у 52% больных. Выявлено также влияние моксонидина на ЧСС со снижением ее исходной величины на 7,3%, что, вероятно, явилось причиной оптимизации параметров диастолического наполнения левого желудочка сердца вследствие увеличения продолжительности диастолы. Терапия моксонидином оказывала существенное влияние на состояние эндотелиальной функции сосудов среднего калибра с нормализацией параметров эндотелийзависимой вазодилатации у 24% больных и показателей эндотелийнезависимой вазодилатации у 20% больных.
Данные литературы относительно влияния моксонидина на ЧСС больных с АГ противоречивы. Большинство исследователей указывают на отсутствие такого влияния [2, 3]. Однако результаты метаанализа, проведенного E. Kaan и соавторами [12], свидетельствуют о том, что у лиц с исходно повышенной ЧСС и высоким ударным объемом сердца вследствие гиперактивности симпатической нервной системы моксонидин вызывает снижение не только АД, но и ЧСС.
Таким образом, селективный агонист I1-имидазолиновых рецепторов моксонидин принадлежит к новому поколению лекарственных средств центрального действия. Он обладает селективностью и высоким сродством к имидазолиновым рецепторам подтипа I1, активация которых приводит к уменьшению симпатической активности и последующему снижению общего периферического сосудистого сопротивления практически без изменения объема сердечного выброса и легочной гемодинамики. Селективность моксонидина и его относительно слабое сродство к α2-адренорецепторам обеспечивают хорошую переносимость препарата. Характерные для центральных агонистов побочные эффекты (сухость во рту, депрессия и сонливость) отмечены редко. К положительным качествам моксонидина следует отнести отсутствие привыкания (снижение эффективности) при продолжительном применении, отсутствие синдрома отмены препарата и удобный режим дозирования (1 раз в сутки) [13].
Результаты контролируемых и клинических исследований свидетельствуют о том, что по эффективности моксонидин не уступает применяемым в настоящее время для лечения АГ препаратам первого выбора, включая диуретики (гипотиазид), β-адреноблокаторы (атенолол), ингибиторы АПФ (каптоприл и эналаприл) и антагонисты кальция (нифедипин).
Моксонидин показан для лечения легкой и умеренной АГ в ситуациях, при которых характерна симпатикотония:
Противопоказаниями к назначению моксонидина являются синоатриальная и атриовентрикулярная блокада ІІ–ІІІ ст., синдром слабости синусного узла, брадикардия в покое с ЧСС менее 50 в 1 мин, нестабильная стенокардия, хронические заболевания печени, тяжелое нарушение функции почек, ангионевротический отек. Моксонидин не показан больным с АГ при наличии симптомов хронической сердечной недостаточности. Это связано с результатами исследования MOXON, которое было прервано досрочно в связи с повышением общего риска смерти больных с хронической сердечной недостаточностью выше II функционального класса, получавших моксонидин [5]. Препарат также не рекомендован для лечения больных с АГ при сопутствующих облитерирующих заболеваниях нижних конечностей, синдроме Рейно, болезни Паркинсона, эпилепсии, глаукоме, депрессии, в период беременности и кормления грудью, а также пациентов до 16 лет.
Литература