Н.Ф. Стефанюк, канд. мед. наук, начальник общетерапевтической клиники Главного военного клинического госпиталя МО Украины
Повышение эффективности лечения больных с хронической сердечной недостаточностью (ХСН) остается одной из наиболее актуальных задач практического здравоохранения, что обусловлено высокой распространенностью этого синдрома, достигающей среди взрослого населения 8-9%, и высокой смертностью больных, составляющей при клинически выраженной ХСН 40-60% в год [5, 7].
ХСН может осложнять течение любого заболевания сердца, однако наиболее частыми ее причинами являются артериальная гипертензия (АГ) и ишемическая болезнь сердца (ИБС), которые в итоге приводят к дисфункции миокарда левого желудочка (ЛЖ) сердца и его ремоделированию, являющемуся патоморфологическим субстратом ХСН [2].
Одной из главных причин ремоделирования ЛЖ является дисбаланс нейрогормонов [2]:
С точки зрения нейрогормональной теории формирования ХСН лечение больных с этим синдромом должно быть направлено на устранение дисбаланса нейрогормонов при помощи блокаторов РААС (ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента — АПФ или антагонистов рецепторов ангиотензина ІІ) и САС (β-адреноблокаторов) [2, 4].
Устранение активации РААС является основой лечения больных с ХСН, а ингибиторы АПФ при отсутствии противопоказаний и побочных эффектов должны получать все больные с этим синдромом [5].
Ингибиторы Апф оказывают благоприятное воздействие на баланс нейрогормонов, уменьшая образование ангиотензина ІІ и, как следствие, катехоламинов и эндотелина, повышая содержание брадикинина путем блокады его распада [8].
Основными физиологическими механизмами действия ингибиторов АПФ являются [1]:
Способность ингибиторов АПФ влиять на активацию РААС обеспечило препаратам этой группы одно из основных мест в лечении больных не только с ХСН, но и АГ, а также для профилактики сердечно-сосудистых событий при хронических формах ИБС и остром коронарном синдроме [5, 6].
С позиций доказательной медицины, не все ингибиторы АПФ одинаково влияют на прогноз пациентов с ХСН, в связи с чем для лечения больных этой категории Европейское и Украинское общества кардиологов рекомендуют пять представителей этой группы [3, 5, 6], эффективность и безопасность которых доказана в крупных многоцентровых исследованиях (каптоприл, лизиноприл, рамиприл, трандолаприл и эналаприл).
В контролируемых исследованиях AIRE, AIREX, HOPE и PLUR доказано, что рамиприл в дозе 5–10 мг/сут у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями способствует снижению риска общей смертности на 17–36%, риска внезапной смерти — на 30%, смертности от сердечно-сосудистой недостаточности — на 18–25%, развития инфаркта миокарда — на 20% и инсульта — на 32% [10, 17, 19, 23, 24].
Сравнительный анализ результатов контролируемых исследований, посвященных изучению клинической эффективности этих препаратов, показал, что они отличаются спектром своих клинических эффектов. Среди ингибиторов АПФ наибольшей доказательной базой в отношении клинической эффективности и влияния на прогноз обладает рамиприл (таблица).
Особенностью рамиприла являются выраженные органопротекторные свойства, обусловленные:
– высокой липофильностью, позволяющей препарату легко проникать в ткани и блокировать эффекты активации не только системной, но и тканевой РААС;
– высоким сродством рамиприлата (активного метаболита рамиприла) к АПФ.
Кардиопротекторные свойства рамиприла доказаны в исследованиях HYCAR, RACE, HEART и LORAMI. В контролируемых исследованиях HYCAR и RACE рамиприл доказал способность уже после 6 мес приема в дозе 5 мг/сут уменьшать массу миокарда ЛЖ у больных с АГ [9, 15]. В рандомизированном двойном слепом плацебо-контролируемом исследовании HEART выявлена тенденция к улучшению функционального состояния ЛЖ сердца после 3 мес лечения у больных с инфарктом миокарда, получавших препарат с 14-го дня заболевания (10 мг/сут) [20]. В исследовании LORAMI выявлен зависимый от уровня снижения АД антиишемический эффект рамиприла в дозе 5 мг/сут [13].
В рандомизированном двойном слепом исследовании SЕCURE у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, в котором оценивали влияние на толщину комплекса «интима–медиа» рамиприла, витамина Е и плацебо, подтвержден антиатеросклеротический эффект рамиприла [16].
Органопротекторные свойства рамиприла убедительно продемонстрировали результаты контролируемого многоцентрового исследования НОРЕ с участием 9541 пациента с заболеваниями, обусловленными поражением коронарных сосудов, периферических артерий, инсультом в анамнезе или сахарным диабетом с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний [11, 24].
Основным результатом исследования НОРЕ было предотвращение случаев смерти вследствие сердечно-сосудистых причин, инфаркта миокарда и инсульта у 22% пациентов с высоким риском их развития. При этом риск смерти снизился на 26%, риск развития нефатального инфаркта миокарда — на 20%, нефатального инсульта — на 31%, сахарного диабета — на 30% и развития осложнений сахарного диабета — на 17%. Эти эффекты рамиприла не зависели от возраста, пола, наличия или отсутствия поражения коронарных артерий.
Рамиприл оказывает существенное влияние на структурно-функциональное состояние почек [18], что доказано в контролируемых исследованиях MICRO-HOPE и Rein.
В рандомизированном двойном слепом плацебо-контролируемом исследовании MICRO-HOPE, в котором приняли участие 3577 больных с инсулиннезависимым сахарным диабетом и нефропатией, рамиприл достоверно снижал риск развития микрососудистых расстройств (нефропатии и ретинопатии), уровень микроальбуминурии и протеинурии, а также уменьшал потребность в диализе [12].
Влияние рамиприла на функциональное состояние почек у больных с недиабетической нефропатией при наличии протеинурии доказано в рандомизированном двойном слепом плацебо-контролируемом исследовании Rein [21, 22]. В этом исследовании длительная (на протяжении 36 мес) терапия рамиприлом (5 мг/сут) сдерживала развитие почечной недостаточности, замедляла уменьшение скорости клубочковой фильтрации, а у части больных способствовала ее увеличению. Длительная терапия рамиприлом способствовала также снижению уровня протеинурии на 13%.
Наряду с органопротекторными эффектами рамиприл обладает характерными для представителей группы ингибиторов АПФ антигипертензивными свойствами. В исследовании CARE рамиприл достоверно снижал уровни систолического и диастолического артериального давления, особенно у лиц пожилого возраста и с изолированной систолической АГ [14]. Согласно данным рандомизированного двойного слепого плацебо-контролируемого исследования LORAMI, антигипертензивный эффект рамиприла зависит от дозы и сопровождается антиишемическим эффектом [13].
Таким образом, рамиприл является одним из ингибиторов АПФ, рекомендованных для лечения больных с ХСН. Эффективность и безопасность этого препарата в исследованиях с «твердыми» точками доказана также при лечении больных с АГ, хроническими формами ИБС и инфарктом миокарда. Особенностью препарата являются выраженные органопротекторные свойства, обусловленные его высокой липофильностью и значительным сродством его активного метаболита к АПФ. В контролируемых исследованиях доказана способность рамиприла:
Литература