Г.В. Салтыкова, канд. мед. наук, кафедра педиатрии № 4 Национального медицинского университета им. А.А. Богомольца
Поражения слизистой оболочки полости рта и глотки довольно разнообразны. Они могут иметь эндогенную природу (онкологические заболевания, нарушения обмена веществ) или экзогенную — возникать вследствие физических (травмы, термический ожог, обморожение, облучение), химических (кислоты, щелочи) воздействий либо являться следствием инфекционных заболеваний или их осложнений. Основным клиническим синдромом при этих поражениях является боль разной степени интенсивности. Следует оговориться, что термин «боль в горле» неспецифичен и используется для определения любой боли в задней части ротовой полости или ротоглотки.
Ответ на вопрос: «Чем лечить?» был найден задолго до появления современных фармакологических средств. Повреждения слизистой оболочки обычно видны невооруженным глазом, что делает местное лечение обоснованным и достаточно эффективным. Разжевывание лекарственных растений (корень аира и др.), полоскание полости рта и горла настоями или отварами из них использовалось людьми с незапамятных времен, даже без четкого понимания этиологической причины большинства поражений и тем более — механизма целебного действия растений.
Галеновые препараты из цветков календулы, листьев шалфея, коры дуба, корней аира и прочего растительного сырья используют для полоскания горла и ныне. Они достаточно эффективны при поражениях слизистой оболочки инфекционно-воспалительного генеза, поскольку оказывают антисептическое и противовоспалительное действие. Горло обычно полощут теплым процеженным настоем или отваром каждые 2–3 ч.
Однако отвары и настои имеют ряд существенных недостатков. Во-первых, для их приготовления требуются время и специальные условия. Во-вторых, сила их антисептического и противовоспалительного эффекта не всегда бывает достаточной. И, в-третьих, они плохо купируют болевой синдром. Галеновые препараты также сложно применять у детей, которых может отпугивать их вкус либо метод использования.
В 60–70-х годах прошлого века в нашей стране был очень популярен раствор Люголя1 в глицерине, которым смазывали слизистую оболочку глотки. Этот препарат имел ряд важных преимуществ перед настоями и отварами, а именно — представлял собой уже готовую лекарственную форму и содержал такой мощный противомикробный компонент, как йод. Благодаря йоду раствор Люголя в глицерине дает хороший терапевтический эффект при инфекционно-воспалительных поражениях ротоглотки, но сам процесс обработки слизистой оболочки турундой, смоченной препаратом, достаточно неприятен для пациента, а вкус раствора для многих тошнотворен. Ко всему, раствор Люголя содержит элементарный йод, который в ряде случаев при приеме внутрь может оказывать неблагоприятное влияние на функцию щитовидной железы и других органов.
Недостатки названных препаратов легли в основу при разработке новых лекарственных средств. На смену измельченному растительному сырью, которое необходимо отваривать либо настаивать, и раствору Люголя в глицерине пришли новые лекарственные формы — леденцы, пастилки, таблетки и спреи. Они всегда «под рукой» и приятны на вкус. Леденцы, пастилки и таблетки можно длительно рассасывать в полости рта, удлиняя тем самым экспозицию действующих веществ в очаге поражения. Основными активными ингредиентами в новых препаратах стали антисептики и/или антибиотики. В качестве таковых в разных странах использовались (используются): амбазон, деквалиний, декаметоксин, дихлорбензиловый спирт, хлоргексидин, цетилпиридиний, бензетоний, миристил-бензалконий, хлорхинальдол, гексилрезорцинол, акрифлавиния хлорид, оксихинолин, повидон-йод, бензалконий, цетримоний, гексамидин, фенол, неомицин, тиротрицин, фузафунгин, бацитрацин, грамицидин, лизоцим и др. [2]. Эти вещества оказывают мощное антибактериальное действие в отношении многих патогенных бактерий и, как правило, плохо всасываются со слизистых оболочек, что уменьшает вероятность возникновения серьезных системных побочных эффектов. Некоторые из них: декаметоксин, фузафунгин и другие, помимо антибактериального, оказывают еще и противогрибковое действие в отношении грибов рода Candida. Повидон-йод и лизоцим могут быть эффективны в отношении респираторных вирусов.
Большинство современных препаратов для местного лечения заболеваний полости рта и горла являются комбинированными и содержат в своем составе два–три противомикробных компонента с разным механизмом действия.
Обезболивающее и противовоспалительное действие антибиотиков и антисептиков обусловлено уменьшением интенсивности инфекционного процесса, а потому — отстрочено во времени2. Добавление к противомикробному компоненту ментола, оказывающего слабый местноанестезирующий эффект, усиливает анальгезию, а добавление эфирных масел и/или экстрактов лекарственных растений: мяты перечной, эвкалипта, чабреца, ромашки и других — потенцирует противомикробные и противовоспалительные эффекты препарата.
Основными вспомогательными компонентами большинства леденцов, пастилок и таблеток для рассасывания являются сахароза, сироп глюкозы и мед. Их нежелательно назначать пациентам с сопутствующим сахарным диабетом. Для данной категории больных разработаны специальные лекарственные формы, не содержащие сахар (Стрепсилс без сахара, со вкусом лимона; Септолете Д и др.).
Леденцы, пастилки или таблетки не следует рассасывать непосредственно до или во время еды, поскольку это снижает их терапевтический эффект.
Интенсивный болевой синдром требует назначения лекарственных средств с сильным обезболивающим действием. Показаны препараты, содержащие местные анестетики: лидокаин, тетракаин, дибукаин, бензокаин и др. Важно помнить, что концентрация одного и того же местного анестетика в разных препаратах может варьировать в достаточно широких пределах. Так, в одной таблетке Трахисана содержится 1 мг лидокаина гидрохлорида, тогда как в одном леденце препарата Стрепсилс плюс — 10 мг. Немаловажен также выбор оптимальной лекарственной формы препарата. Если патологический процесс, обусловливающий сильную боль, носит разлитой характер (затрагивает полость рта и глотку), то показаны соответствующие таблетки, пастилки или леденцы. Если патологический процесс ограничен (опухоль, раневая поверхность после тонзиллэктомии и пр.), тогда предпочтительнее использовать спреи — Стрепсилс плюс (спрей). В последнем случае бóльшую часть разовой дозы препарата можно нанести непосредственно на пораженный участок, не вызывая анестезии интактных поверхностей слизистой оболочки ротовой полости.
Среди пациентов с болью в горле значительную часть составляют больные с острой респираторной вирусной инфекцией. Целесообразность назначения им местно или системно действующих препаратов, содержащих антибиотики или антисептики, является достаточно спорной. В американском руководстве по рациональному применению антибиотиков при остром фарингите у взрослых отмечено, что в США антибиотики назначают примерно 75% взрослых пациентов с острым фарингитом [3]. В этом же руководстве отмечается, что этиология острого фарингита в большинстве случаев вирусная и лишь у 5–15% взрослых пациентов заболевание вызвано β-гемолитическим стрептококком группы А. Только в последнем случае антибиотикотерапия при боли в горле оправдана.
Согласно систематическому обзору Кокрановского сотрудничества боль в горле также признана очень частой причиной обращения за медицинской помощью. Однако при этом заболевании ремиссия происходит спонтанно, так что выздоровление не зависит от лечения. Тем не менее при боли в горле и при других инфекционных заболеваниях верхних дыхательных путей врачи общей практики, как правило, назначают антибиотики. Эксперты Кокрановского сотрудничества пришли к следующим выводам: применение антибиотиков имеет ряд относительных преимуществ, однако абсолютные преимущества их применения при этой патологии умеренные; в развитых странах Запада предупредить возникновение гнойных и негнойных осложнений при боли в горле можно лишь путем назначения антибиотиков большому количеству пациентов, которым они не показаны. В развивающихся странах, где частота возникновения, к примеру, ревматической лихорадки, выше, показатель NNT3 при приеме антибиотиков может быть значительно ниже; применение антибиотиков при боли в горле способствует незначительному уменьшению продолжительности болезни — в среднем на один день при их назначении в первой половине заболевания (время максимального эффекта) или примерно на 16 ч в целом, с учетом всей его длительности [4].
Иными словами, проблема боли в горле, обусловленной острой респираторной инфекцией, вполне может быть решена приемом внутрь парацетамола либо ибупрофена. Эти лекарственные средства проверены временем, эффективны в качестве анальгетиков и редко вызывают побочные эффекты со стороны пищеварительного тракта. Тем не менее у пациентов с диспепсическими явлениями, хроническим гастритом или пептической язвой желудка в анамнезе предпочтительной заменой парацетамолу или ибупрофену может быть флурбипрофен (фторированное производное ибупрофена), который можно назначать местно (Стрепсилс интенсив) с минимальным риском возникновения гастроинтестинальных осложнений.
Литература