_2010.jpg)
Редакционная статья
Epilepsy must become a higher priority in Europe
Редакция The Lancet Neurology
Lancet Neurol 2010; 9 (10): 941
Эпилепсия — разрушительное, иногда фатальное заболевание, однако многие больные до сих пор не получают необходимой поддержки и медицинской помощи. Вероятность того, что медикаментозное лечение даст положительный эффект, существует у 70% больных эпилепсией, но, как подчеркивается в докладе Всемирной кампании по борьбе с эпилепсией (Global Campaign Against Epilepsy, GCAE), опубликованном 26 августа 2010 г., большинству из этих людей в Европе такой шанс не предоставляется. Эта ужасающая ситуация служит примером серьезной проблемы: правительства многих стран, общество и работники здравоохранения не воспринимают эпилепсию достаточно серьезно.
В контексте
Прогнозирование терапевтического ответа при лечении РС
Интерферон-бета широко распространен, как лекарственное средство для лечения рассеянного склероза (РС), однако положительный терапевтический ответ при его использовании наблюдают только у 2/3 пациентов.
Когнитивные функции при серповидно-клеточной анемии
У пациентов с серповидно-клеточной анемией (СКА) наблюдаются нейрокогнитивные нарушения — об этом свидетельствует новое исследование.В контексте
Sleep medicine for the practising neurologist
Sleep medicine is truly multidisciplinary. Patients with sleep-related disorders can present with initial symptoms to specialists in, for example, internal medicine, cardiology, neurology, psychiatry, and otolaryngology.
Manvir Bhatia
Defining post-stroke pain: diagnostic challenges
Lancet Neurol 2010; 9: 344–345
Недавно была предложена новая классификация центральной постинсультной боли (ЦПИБ), которую можно использовать для распознавания среди пациентов, перенесших инсульт, тех, кто страдает центральной нейропатической болью и тех, у кого боль является периферической [1]. В соответствии с данной классификацией, для того чтобы диагностировать ЦПИБ, необходимо исключить все остальные причины боли. Хотя цель этого критерия состоит в выделении ЦПИБ как самостоятельной единицы, слишком строгое разграничение центральной и периферической постинсультной боли может также иметь и отрицательную сторону. Важнее всего то, что если строго следовать предложенной классификации, то у пациентов с другими типами постинсультной боли можно пропустить центральные болевые механизмы или усомниться в их наличии. Это имеет особое значение, поскольку после инсульта часто наблюдается «смешанная» боль и боль, начало которой предшествовало инсульту [1]. По этой причине мы хотели бы подчеркнуть, что периферическая ноцицептивная боль после инсульта может сосуществовать с симптомами, характерными для ЦПИБ. В поддержку наших опасений мы приводим свежие данные о постинсультной боли в области плечевого пояса (ПИБП).
Мысли и мнения
Towards a modern classification of the epilepsies?
Мысли и мнения
When the past challenges the present: are older antiepileptic drugs still the best choice in childhood absence epilepsy?
Обзоры
Sporadic ataxia with adult onset: classification and diagnostic criteria
У большинства пациентов с прогрессирующей атаксией, начинающейся во взрослом возрасте, признаки заболевания появляются при отсутствии сведений о семейной предрасположенности. Определить нозологическую форму и установить точный диагноз у таких пациентов сложно, так как дифференциальный диагноз включает весь спектр ненаследственных и генетических причин атаксии. Существует множество возможных причин приобретенной атаксии, включающий хроническое употребление алкоголя, воздействие других токсических факторов, иммуноопосредованное воспаление, дефицит витаминов, хроническое отложение железа в лептоменингеальной оболочке, приводящие к развитию поверхностного сидероза, а также хронические инфекции ЦНС. В основе спорадических случаев атаксии у взрослых также могут лежать мутации отдельных генов. Кроме того, причиной атаксии могут быть спорадические случаи таких дегенеративных заболеваний, как множественная системная атрофия мозжечкового типа или спорадическая атаксия неизвестной этиологии с дебютом во взрослом возрасте. Определение клинических критериев и описание характерных МРТ-признаков значительно облегчает своевременное распознавание спорадических атаксий на ранней стадии заболевания. Кроме того, в настоящее время выявлены специфические серологические и генетические маркеры, позволяющие установить диагноз во многих случаях.
Обзоры
Current practice and future directions in the prevention and acute management of migraine
Мигрень — часто встречающееся и инвалидизирующее заболевание головного мозга с выраженным наследственным компонентом. Поскольку мигрень характеризуется тяжелыми приступами, приводящими к потере трудоспособности, которые обычно проявляются головной болью и сенсорными нарушениями (например, повышенной чувствительностью к свету и звукам), больным часто необходимо назначать медикаментозное лечение. Используют препараты для купирования острых приступов боли (например, простые анальгетики или нестероидные противовоспалительные препараты) либо специфические лекарственные средства с вазоконстрикторными свойствами (триптаны или производные эрготамина). Будущие терапевтические подходы без применения вазоконстрикторных препаратов включают использование антагонистов рецепторов пептида, связанного с геном кальцитонина. Назначение профилактической терапии при мигрени рекомендовано приблизительно в 1/3 случаев, и в настоящее время имеется большой выбор фармакологических и нефармакологических методов лечения. Злоупотребление лекарственными препаратами — важная проблема в лечении мигрени, требующая своевременного выявления и коррекции. У большинства пациентов с мигренью состояние улучшается при правильном подборе терапии; в тех случаях, когда традиционные методы лечения недостаточно эффективны, возможно применение такого метода нейромодуляции, как стимуляция затылочного нерва. Благодаря активному изучению этих методов, открываются новые перспективы в лечении пациентов с мигренью.
Обзоры
Lancet Neurol 2009; 8: 857–868
Центральная постинсультная боль (ЦПИБ) представляет собой нейропатический болевой синдром, который может развиваться после острой цереброваскулярной катастрофы. Этот синдром характеризуется болью и чувствительными нарушениями в тех частях тела, которые соответствуют области головного мозга, поврежденной сосудистым очагом. Выпадение чувствительности или наличие признаков гиперестезии в зоне болевых ощущений у пациентов с ЦПИБ может указывать на сочетание деафферентации с последующим развитием повышенной возбудимости нейронов. Распространенность ЦПИБ точно неизвестна; это отчасти связано с тем, что данный синдром сложно дифференцировать с другими типами боли, которые могут развиваться после инсульта (такими, как боль в области плечевого пояса, стойкая головная боль, болезненная спастичность и другие виды костно-мышечной боли). Для получения правильных эпидемиологических данных и их обработки необходимы дальнейшие проспективные исследования на основе четких диагностических критериев. Несмотря на то, что лечение ЦПИБ представляет собой трудную задачу, наиболее эффективными подходами являются те, которые направлены на снижение повышенной возбудимости нейронов.