Резюме
Введение. В популяционной когорте детей в возрасте от 1 года до 18 лет, больных острым лимфобластным лейкозом (ОЛЛ), проводили лечение по протоколу, основанному на применении дексаметазона (Dutch Childhood Oncology Group [DCOG] ALL-9). Цель исследования — подтвердить результаты применения протокола ALL-6 (наиболее эффективного в настоящее время из протоколов DCOG ALL) у пациентов группы отсутствия высокого риска (не-ВР), сравнить результаты с теми, которые получены при использовании протоколов ALL-7 и ALL-8, а также изучить прогностические факторы в условиях нерандомизированного исследования.
Методы. С 1 января 1997 г. по 1 ноября 2004 г. пациентам с ОЛЛ проводили лечение в соответствии с протоколом ALL-9 в 8 голландских лечебных центрах и входящих в их состав региональных больниц. Пациентов стратифицировали в группу не-ВР и группу высокого риска (ВР). Критериями для отнесения пациентов к группе ВР являлись: количество лейкоцитов в крови ≥50∙109/л, T-клеточный фенотип, объемное образование в средостении, поражение ЦНС или яичек, наличие филадельфийской хромосомы или перестроек гена MLL; пациентов, которые не соответствовали данным критериям, включали в группу не-ВР. Пациентам группы не-ВР проводили индукционную терапию с применением трех лекарственных средств (дексаметазона, винкристина и аспарагиназы) в течение 6 нед, метотрексата в средней дозе на протяжении 3 нед, а затем — поддерживающую терапию. Пациентам группы ВР проводили индукционную терапию с применением четырех лекарственных средств (тех же, которыми лечили пациентов группы не-ВР, а также даунорубицина) в течение 6 нед, метотрексата в высокой дозе в течение 8 нед, а также назначали два курса консолидирующей (закрепляющей) терапии перед проведением поддерживающего лечения. Пациентам группы не-ВР интратекально вводили три препарата суммарно в количестве 13 доз, а пациентам группы ВР — 15 доз (17 доз — пациентам с поражением ЦНС в исходный период). Никому из пациентов не проводили лучевую терапию на область головы. Поддерживающее лечение длительностью до 109 нед проводили всем пациентам в виде применения меркаптопурина и метотрексата в течение 5 нед при чередовании с курсами лечения дексаметазоном и винкристином в течение 2 нед. Анализ выживаемости по методу Каплана — Мейера выполняли в ITT-популяции (intention-to-treat population), при этом основной конечной точкой служила бессобытийная выживаемость (БСВ). Это исследование зарегистрировано на веб-сайте trialregister.nl под номером NTR460/SNWLK-ALL-9.
Результаты. В исследование набрали 859 пациентов. Полная ремиссия была достигнута у 592 (98,5%) из 601 пациента группы не-ВР и у 250 (96,9%) из 258 — группы ВР. Пять пациентов группы не-ВР и 4 —группы ВР умерли во время проведения индукционной терапии. Медиана наблюдения среди выживших пациентов составила 72,2 мес (размах 4,8–132,7) по состоянию на август 2008 г. Пятилетняя БСВ составила 81% (стандартная ошибка [SE] 1%) для всех пациентов, а по группам: 84% (2%) в группе не-ВР и 72% (3%) — в группе ВР. Изолированный рецидив в ЦНС наблюдали у 22 (2,6%) из 842 пациентов. При проведении многомерного анализа установлено, что ДНК-индекс является наиболее сильным предиктором исхода (<1,16 по сравнению с ≥1,16; относительный риск 0,42; 95% ДИ 0,22–0,78), затем следуют возраст (1–9 лет по сравнению с ≥10 годами; 2,23; 1,60–3,11) и количество лейкоцитов в крови (<50 000 по сравнению с ≥50 000 клеток в 1 мкл; 1,60; 1,13–2,26).
Обсуждение. В целом результаты исследования DCOG по протоколу ALL-9, основанного на применении дексаметазона, лучше по сравнению с таковыми, полученными в наших предыдущих исследованиях с использованием протоколов ALL-7 и ALL-8 исследовательской группы BFM (Berlin-Frankfurt-Münster group). Результаты у пациентов группы не-ВР были достигнуты посредством использования дексаметазона и винкристина в высоких суммарных дозах, но без применения антрациклинов, этопозида, циклофосфамида или облучения головы, что позволило снизить риск развития побочных эффектов.