Lancet Oncology 2009; 10: 1171–1178
Резюме
Введение. Применение точного оптического метода диагностики in vivo колоректальных полипов малых размеров (<10 мм) без дополнительного проведения стандартного патогистологического исследования может способствовать более высокой эффективности колоноскопии как с диагностической, так и с экономической точки зрения. Цель этого исследования — установить, является ли оптический метод диагностики малых колоректальных полипов осуществимым и безопасным в условиях обычной клинической практики.
Методы. В данное проспективное исследование последовательно включали пациентов, проходивших в период с 19 июня 2008 г. по 16 июня 2009 г. контрольное обследование в больнице св. Марка (Лондон, Соединенное Королевство) в связи с положительными результатами анализа кала на скрытую кровь или ранее обнаруженными колоректальными аденомами. Четыре колоноскописта разного уровня квалификации предварительно определяли гистологический тип колоректальных полипов, используя метод оптической диагностики в белом свете с высокой разрешающей способностью, после чего проводили (при необходимости) узкоспектральную колоноскопию без увеличения и хромоэндоскопию. В качестве основного исхода была принята точность определения характеристик полипа при помощи оптического метода диагностики в сравнении с патогистологическим исследованием, которое в настоящее время является «золотым стандартом». Также оценивали точность, с которой оптический метод диагностики позволяет прогнозировать временной интервал между колоноскопией и следующим контрольным наблюдением, сравнивая этот интервал с теми, которые рекомендованы в современных руководствах при проведении патогистологического исследования. Данное исследование зарегистрировано на веб-сайте ClinicalTrials.gov под номером NCT00888771.
Результаты. У 130 пациентов обнаружили 363 полипа размером менее 10 мм, из них 278 полипов диагностировали с помощью как оптического, так и гистологического метода. Согласно результатам патогистологического исследования 198 из этих полипов являлись аденомами, а 80 — не относились к патологическим очагам неопластического характера (из них 62 полипа были гиперпластическими). Посредством оптического метода точно диагностировали 186 из 198 аденом (чувствительность 0,94; 95% доверительный интервал [ДИ] 0,90–0,97) и 55 из 62 гиперпластических полипов (специфичность 0,89; 95% ДИ 0,78–0,95); в общей сложности точно охарактеризован 241 из 260 полипов (0,93; 0,89–0,96). При использовании только оптического метода диагностики информацию о величине интервала между колоноскопией и следующим контрольным обследованием можно было сообщить сразу же после проведения колоноскопии 82 из 130 пациентов. Точно такой же интервал был установлен по результатам стандартного патогистологического исследования у 80 (98%) пациентов в соответствии с рекомендациями британского руководства и у 78% (95%) — американского руководства, разработанного рядом гастроэнтерологических обществ.
Обсуждение. Очевидно, для полипов размером менее 10 мм оптическая диагностика in vivo может быть приемлемой стратегией оценки их патогистологических особенностей и определения интервалов между колоноскопией и следующим контрольным обследованием. Возможность отказаться от проведения стандартного патогистологического исследования в большинстве случаев обнаружения полипов малого размера при колоноскопии позволит повысить эффективность процедуры и будет способствовать существенной экономии времени и финансовых средств.
Источники финансирования. Leigh Family Trust, London, UK.