Palliative sedation is not controversial
Jeroen Hasselaar, Stans Verhagen, Rob Reuzel, Evert van Leeuwen, Kris Vissers Department of Anesthesia, Pain and Palliative medicine (J. Hasselaar, S. Verhagen, K. Vissers), Department of Epidemiology, Bio-statistics, and Health technology assessment (R. Reuzel) и Section Ethics, Philosophy, and History of Medicine, Department of IQ health care (E. van Leeuwen) Radboud University Medical Center, Nijmegen, The Netherlands
Lancet Oncology 2009; 10: 747–748
В своей интересной статье в рубрике «Личное мнение», опубликованной в этом выпуске журнала The Lancet Oncology Украинское издание (оригинальную статью на английском языке см. [1]), Materstvedt и Bosshard справедливо полагают, что философский вопрос личности служит источником проблем этического характера при проведении непрерывной паллиативной седации [1].
Однако их оценка седированных пациентов как «живых трупов» представляется в высшей степени сомнительной. Авторы утверждают, что в случае глубокой и непрерывной седации социальная жизнь пациента прекращается. Более того, они делают вывод, что «в этом смысле паллиативная седация имеет нечеткую границу с эвтаназией», и что человек, приведенный в состояние седации, как личность фактически уже убит [1]. Во-первых, хотя любой сон может стать последним в вашей жизни, никто не станет утверждать, что спящий человек — это живой труп или неличность, даже тогда, когда кажется, что это последний сон в жизни данного человека. Декарт, в частности, признавал, что сон и сновидения могут быть состояниями, при которых продолжается мыслительная активность. Во-вторых, в отличие от мертвых людей, пациенты в состоянии седации продолжают быть объектами ухода и заботы. В силу этого поддерживаются их отношения с родственниками и лицами, осуществляющими уход. Это указывает на наличие четких различий физического характера между состоянием эвтаназии (после ее осуществления мозговая активность уничтожена) и состоянием паллиативной седации (после ее достижения мозговая активность сохраняется). По этим причинам пациенты в состоянии седации не могут восприниматься как «живые трупы».