The Lancet Oncology

Генетические тесты напрямую потребителю: несовершенные и неэтичные

Direct-to-consumer genetic tests: fl awed and unethical 

 

Редакция The Lancet Oncology

Lancet Oncology 2008; 9: 1113


 Компания 23andme, победитель конкурса на лучшее изобретение 2008 г. по версии журнала Time, предлагает самые последние из генетических тестов нового типа, которые рекламируются непосредственно потребителям, и в заявлениях о которых среди прочего утверждается, что они дают возможность человеку оценить имеющиеся у него факторы риска развития различных заболеваний.

Такие тесты позволяют провести полногеномную оценку множества однонуклеотидных полиморфизмов — SNP (single nucleotide polymorphisms) для получения информации об имеющихся генетических признаках, состоянии здоровья и риске развития заболеваний у отдельного человека. Тем не менее, хотя у родственников лиц с наследственным заболеванием могут быть показания для прохождения тестирования в целях выявления специфических мутаций, связанных с наследственной патологией, доступность генетических тестов, позволяющих отдельному человеку проводить поиск для обнаружения в своей генетической организации вариантов, которые могут обусловливать его предрасположенность к развитию рака или других заболеваний, вызывает определенные опасения: имеют ли такие тесты какую-либо клиническую значимость и являются ли они научно обоснованными или же при тестировании просто эксплуатируют человеческую ранимость и незащищенность?