The Lancet Oncology

Влияние предоперационной химиолучевой терапии в качестве дополнения к предоперационной химиотерапии: рандомизированное исследование у пациентов с немелкоклеточным раком легкого III стадии

Eff ect of preoperative chemoradiation in addition to preoperative chemotherapy: a randomised trial in stage III non-small-cell lung cancer


Michael Thomas, Christian Rübe, Petra Hoffknecht, Hans N Macha, Lutz Freitag, Albert Linder, Norman Willich, Michael Hamm, Gerhard W Sybrecht, Dieter Ukena, Karl-Matthias Deppermann, Cornelia Dröge, Dorothea Riesenbeck, Achim Heinecke, Cristina Sauerland, Klaus Junker, Wolfgang E Berdel, Michael Semik, для German Lung Cancer Cooperative Group

Lancet Oncology 2008; 9: 636–648

 

Резюме

Введение. Предоперационная химиотерапия улучшает выживаемость пациентов с операбельным немелкоклеточным раком легкого (НМКРЛ) III стадии. Целью исследования являлась оценка дополнительного эффекта предоперационной химиолучевой терапии в отношении таких показателей, как возможность резекции опухоли, противоопухолевый эффект и выживаемость у этих пациентов.

Методы. В исследовании принимали участие 26 медицинских учреждений Немецкой объединенной группы по изучению рака легкого — GLCCG (German Lung Cancer Cooperative Group). В период с 1 октября 1995 г. по 1 июля 2003 г. пациентов с НМКРЛ IIIA и IIIB стадии, которым провели инвазивную диагностику медиастинальных лимфатических узлов, распределяли методом рандомизации в одну из двух групп лечения. В группе исследуемого вмешательства запланировали три цикла лечения цисплатином и этопозидом с последующим облучением 2 раза в сутки и одновременным проведением химиотерапии карбоплатином и виндезином, после чего им планировали проведение хирургического вмешательства (пациентам с микроскопически определяемыми опухолевыми клетками в краевой зоне резекции или больным с неоперабельным новообразованием предлагали дополнительную лучевую терапию со схемой облучения 2 раза в сутки). В контрольной группе запланировали три цикла лечения цисплатином и этопозидом с последующим хирургическим вмешательством, после которого проводили дополнительную лучевую терапию. Основной конечной точкой являлась медиана выживаемости без прогрессирования (ВБП) для пациентов, соответствующих критериям включения в группы лечения (то есть сразу после рандомизации), а дополнительными конечными точками для пациентов этих групп — общая выживаемость (ОВ) и процент тех, кому провели хирургическое вмешательство. Дополнительными конечными точками для пациентов, которым провели резекцию опухоли, служили: процент пациентов без микроскопически определяемых опухолевых клеток в краевой зоне резекции; процент пациентов, которым выполнили полную резекцию; процент пациентов, у которых наблюдался противоопухолевый эффект по патоморфологическим данным; процент пациентов, у которых отмечено снижение стадии процесса по состоянию медиастинальных лимфатических узлов. Дополнительно провели разведочный (не предусмотренный протоколом) анализ после завершения исследования (post-hoc-анализ) ВБП и ОВ в отношении группы пациентов с неоперабельным новообразованием и в отношении позже сформированных подгрупп пациентов, которым запланировали резекцию опухоли. Анализ проводили по принципу «назначенного лечения» — ITT-анализ (intent-to-treat analysis). Это исследование зарегистрировано на веб-сайте ClinicalTrials.gov под номером NCT 00176137.

Результаты. Методом рандомизации 558 пациентов распределили в группы лечения. Не отвечали критериям включения в группы и были исключены из исследования 34 пациента. Из 524 соответствовавших критериям включения 142 (54%) из 264 пациентов в группе вмешательства и 154 (59%) из 260 — в контрольной группе провели хирургическое вмешательство; 98 (37%) из 264 и 84 (32%) из 260 пациентов выполнили полную резекцию. Среди пациентов, которым выполнили полную резекцию, процент тех, у кого отмечено снижение стадии процесса по состоянию медиастинальных лимфатических узлов (45 [46%] из 98 и 24 [29%] из 84; p=0,02), и тех, у которых достигнут противоопухолевый эффект (59 [60%] из 98 и 17 [20%] из 84; p<0,0001), был выше в группе вмешательства. Однако отсутствовали какие-либо различия в величине ВБП (основная конечная точка) между двумя группами лечения — как у пациентов, соответствующих критериям включения (медиана ВБП 9,5 мес, размах 1,0–117,0 [95% доверительный интервал (ДИ) 8,3–11,2], по сравнению с 10,0 мес, размах 1,0–111,0 [95% ДИ 8,9–11,5]; 5-летняя ВБП 16% [11–21] по сравнению с 14% [10–19]; отношение рисков (ОР) 0,99 [0,81–1,19]; p=0,87), так и у тех, которым запланировали резекцию опухоли или которым выполнили полную резекцию. В обеих группах 35% пациентов, которым запланировали хирургическое вмешательство, провели пневмонэктомию (50/142 по сравнению с 54/154). У пациентов, которым выполнили пневмонэктомию, смертность, связанная с лечением, возросла в группе вмешательства по сравнению с контрольной группой (7/50 [14%] по сравнению с 3/54 [6%]).

Обсуждение. У пациентов с операбельным НМКРЛ III стадии проведение предоперационной химиолучевой терапии в дополнение к химиотерапии повышает противоопухолевый эффект и увеличивает процент тех, у кого отмечено снижение стадии процесса по состоянию медиастинальных лимфатических узлов, но не повышает выживаемость. После индукции химиолучевой терапией проводить пневмонэктомию не рекомендуется.

Источники финансирования. Немецкая организация по оказанию помощи в борьбе против рака (Бонн, Германия) (Deutsche Krebshilfe e.V.).