Lancet Neurol 2009; 8: 151–57
Резюме
Введение. Данные 12-недельных плацебо-контролируемых исследований вызвали серьезную обеспокоенность вследствие повышения смертности среди тех пациентов с болезнью Альцгеймера (БА), которые принимали антипсихотические препараты; однако в настоящее время отсутствуют результаты плацебо-контролируемых исследований по изучению смертности в долгосрочной перспективе. Мы ставили своей целью оценить, связано ли продолжительное лечение антипсихотиками пациентов с БА с повышением риска смерти.
Методы. Для проведения рандомизированного плацебо-контролируемого исследования отмены лечения с использованием двух параллельных групп набирали пациентов с БА, находящихся в попечительских учреждениях Соединенного Королевства. Набор проводили в период с октября 2001 г. по декабрь 2004 г. Методом рандомизации участников исследования распределяли в две группы: в одной из них пациенты продолжали прием ранее назначенной антипсихотической терапии (тиоридазин, хлорпромазин, галоперидол, трифлуоперазин или рисперидон) в течение 12 мес, а в другой пациентов переводили на прием плацебо per os. В качестве основного исхода определили смертность в течение 12 мес. Дополнительно проводили оценку по телефону, выясняя, жив ли каждый из участников исследования по истечении 24 мес после включения последнего пациента (диапазон — от 24 до 54 мес). Причины смерти регистрировали согласно свидетельству о смерти. Для анализа данных использовали методы ITT (intention-to-treat) и модифицированного ITT-анализа (mITT). Данное исследование зарегистрировано в Cochrane Central Registry of Controlled Trials/National Research Register под номером ISRCTN33368770.
Результаты. Методом рандомизации в группы исследования были распределены 165 пациентов (83 — для продолжения антипсихотической терапии и 82 — в группу плацебо), из которых 128 (78%) пациентов начали лечение по протоколу (64 — продолжили ранее назначенную антипсихотическую терапию и 64 — начали прием плацебо). Отмечено снижение выживаемости среди участников, продолживших ранее назначенную антипсихотическую терапию, по сравнению с теми, кто принимал плацебо. По данным mITT-анализа кумулятивный показатель вероятности выживания за 12 мес составил 70% (95% ДИ 58–80%) для группы, продолжившей лечение, по сравнению с 77% (64–85%) для группы, принимавшей плацебо. Оценки смертности по методу Каплана — Мейера за весь период исследования показали статистически значимое повышение риска смерти у пациентов, распределенных для продолжения антипсихотической терапии, по сравнению с пациентами, распределенными в группу плацебо (при использовании логрангового критерия в mITT-анализе p=0,03, в ITT-анализе p=0,02). Отношение рисков (hazard ratio — HR) для популяции mITT составило 0,58 (95% ДИ 0,35–0,95) и 0,58 (0,36–0,92) для ITT-популяции. При последующем наблюдении свыше 12 мес различия между группами стали более выраженными, что было определено при проведении точечных оценок в более отдаленные сроки: 24-месячная выживаемость составила 46% по сравнению с 71%; выживаемость через 36 мес — 30% по сравнению с 59% в группах приема антипсихотической терапии и плацебо соответственно.
Обсуждение. У пациентов с БА, принимающих антипсихотические лекарственные средства, существует повышенный долговременный риск смерти; эти результаты еще раз подчеркивают необходимость изыскивать более безопасные альтернативные варианты долговременного лечения психических нарушений у таких пациентов.
Источники финансирования. UK Alzheimer’s Research Trust.