Многие вопросы детской неврологии так или иначе касаются концепции нормального или нарушенного развития. Развитие — процесс изменения структуры и функции в ходе становления. Как таковое, оно часто генетически контролируемо, но редко — детерминировано, и всегда подвержено влиянию факторов окружающей среды. Однако мы слишком часто думаем о вопросах развития довольно детерминистически, и потому — негибко. Диагностика и оказание помощи детям с нарушениями развития составляют значительную часть повседневной нагрузки детского невролога. В 2006 г. некоторые поучительные публикации клинических и фундаментальных исследований существенно улучшили наше понимание проблемы развития и некоторых его нарушений. Старая идея о возможной связи интеллектуальных способностей с морфологией мозга была усовершенствована в 2006 г. [1]. У 307 лиц, которым на протяжении периода детства и до взрослого возраста были выполнены многократные измерения (основанные на применении МРТ) параметров коры мозга, была обнаружена лишь слабая корреляция между возрастными оценками коэффициента умственного развития по Wechsler (IQ) и толщиной коры (при условии рассмотрения одной сканограммы для каждого обследуемого)...
(полная версия материала доступна только в печатном издании журнала)