The Lancet Neurology

Аутоиммунные заболевания в семьях больных рассеянным склерозом: популяционное исследование

Sreeram Varadharajan Ramagopalan, David Alexandre Dyment, William Valdar, Blanca Marcela Herrera, Maria Criscuoli, Irene Mei Ling Yee, Adele Dessa Sadovnick, George Cornell Ebers от имени исследователей Canadian Collaborative Study Group

Резюме

Введение. Данные о связи рассеянного склероза (РС) и других аутоиммунных заболеваний могли бы подтвердить гипотезу том, что РС является аутоиммунным заболеванием, в развитии которого участвуют сходные механизмы. Целью нашего исследования было изучение и сравнение частоты аутоиммунных заболеваний у больных РС, их родственников первой степени родства и не связанных с ними кровным родством супругов.

Методы. Для изучения частоты аутоиммунных заболеваний была использована выборка национального многоцентрового популяционного исследования, в которую вошли 5031 пациент с РС, 30 259 их родственников первой степени родства и 2707 супругов, составивших контрольную группу. Пациентов и представителей контрольной группы спрашивали, страдают ли они каким-либо из следующих 10 аутоиммунных заболеваний: болезнью Крона, неспецифическим язвенным колитом, ревматоидным артритом, сахарным диабетом 1-го типа, псориазом, пернициозной анемией, системной красной волчанкой, аутоиммунными заболеваниями щитовидной железы, витилиго или myasthenia gravis. Пробандам1 с РС также задавали вопрос: были ли у их родственников первой степени родства такие заболевания, как болезнь Крона, неспецифический язвенный колит, ревматоидный артрит или сахарный диабет 1-го типа.

Результаты. После внесения поправок на возраст и пол мы не выявили повышенного риска аутоиммунных заболеваний у пациентов с РС в сравнении с их супругами, составившими контрольную группу (отношение шансов [ОШ]=1,07; 95% доверительный интервал [ДИ] 0,86–1,23; критерий хи-квадрат [χ2]=0,47; p=0,49). Риск аутоиммунных заболеваний у родственников первой степени родства пробандов с РС также не превышал таковой в контрольной группе исследования (ОШ=0,89; ДИ 0,63–1,17; χ2=1,11; p=0,29). Однако частота аутоиммунных заболеваний, о которых сообщали участники, зависела от пола респондента (при сравнении пациентов женского и мужского пола — χ2=92,2; p<0,0001; при сравнении супругов женского и мужского пола из контрольной группы — χ2=87,1; p<0,0001). У пациентов с РС частота аутоиммунного поражения щитовидной железы и пернициозной анемии была несколько выше, чем в контрольной группе, что вполне соответствует представлениям о связи главного комплекса гистосовместимости (Major Hystomatibiliti Compley — MHC) с этим заболеванием. Однако данная взаимосвязь исчезала после внесения поправки на различия по полу. Распространенность остальных восьми заболеваний в группе пациентов с РС и в контрольной группе была сходной. В семьях, где зарегистрировано несколько случаев РС, вероятность выявления аутоиммунных заболеваний по сообщениям респондентов оказалась не выше, чем в семьях с одним больным РС.

Обсуждение. После внесения поправок на различия по полу не было выявлено более высокой частоты аутоиммунных заболеваний у пациентов с РС или членов их семей (включая семьи с несколькими заболевшими). Полученные результаты свидетельствуют, что женщины лучше мужчин знают семейный медицинский анамнез, что указывает на возможность систематической ошибки, связанной с выявлением исходов, если в исследовании заболеваний, связанных с полом, не используется стратификация. В этой связи рекомендуется собирать семейный анамнез у пациентов мужского пола в присутствии их жен.

(полная версия материала доступна только в печатном издании журнала)