Новости Elsevier
Ацетилсалициловая кислота в низких дозах снижает риск смерти от рака на 30–40%
Согласно данным, опубликованным в онлайновом режиме 6 декабря 2010 г. в журнале The Lancet, при ежедневном длительном применении ацетилсалициловой кислоты (АСК) в низких дозах снижается риск смерти не только от колоректального рака, но также других видов рака.
По результатам метаанализа восьми рандомизированных клинических исследований, в которых принимало участие 25 570 человек, при применении АСК в низких дозах на протяжении 5 лет или более уменьшилась смертность от рака пищевода, поджелудочной железы, головного мозга, желудка, колоректального рака, рака предстательной железы и даже рака легкого, при этом благоприятный эффект наблюдался при применении АСК в дозе 75 мг\сут.
|
|
|
По словам доктора наук Питера М. Ротвэлла (Peter M. Rothwell), который спланировал и скоординировал данное исследование, это первый случай, когда прием АСК в низких дозах связан со снижением уровня смертности от рака в целом, а не только от колоректального рака.
В октябре 2010 г. группа ученых во главе с П.М. Ротвэллом из госпиталя Джона Рэдклиффа (John Radcliffe Hospital) и Оксфордского университета, Соединенное Королевство, обнаружили, что применение АСК в низких дозах снижает 20-летний риск развития нового злокачественного новообразования толстой кишки, приблизительно на четверть, а риск смерти — на треть (подробнее см. Lancet 2010;376:1741-50).
В данное исследование включены все случаи смерти от рака, которые имели место во время проведения либо после завершения восьми рандомизированных клинических исследований, проведенных с целью изучения эффектов в группе ежедневного приема АСК в сравнении с контрольной группой первичной или вторичной профилактики сосудистых событий (подробнее см. The Lancet, 2010 [doi:10.1016/S0140-6736(10)62110-1]).
Согласно результатам восьми исследований, среди 25 570 пациентов имело место 674 случая смерти от рака, при этом в группе терапии применение АСК статистически значимо снизило риск смерти по сравнению с группой пациентов, которым не проводили терапию АСК (объединенные отношения шансов [OШ] 0,79, 95% доверительный интервал [ДИ] 0,68–0,92; P=0,003).
При использовании имеющихся данных отдельно взятых пациентов, которые принимали участие в семи исследованиях, и в которых 657 из 23 535 пациентов умерли от рака, благоприятный эффект терапии АСК отчетливо проявлялся в периоде наблюдения лишь спустя 5 лет или более. Отношение рисков для кривых выживания (HR) для смерти от всех типов рака составило 0,66 (95% ДИ 0,50–0,87; P=0,003); при этом значительный благоприятный эффект наблюдался у больных со злокачественными новообразованиями желудочно-кишечного тракта (HR 0,46, 95% ДИ 0,27–0,77; P=0,003).
П.М. Ротвэлл на пресс-конференции заявил, что «в рамках исследований при сравнении группы пациентов, все еще принимавших АСК, и группы пациентов, которые не принимали АСК, в группе АСК было отмечено снижение количества случаев смерти от рака приблизительно на 30–40% на протяжении периода времени от 5 лет и до момента окончания исследования».
Для того чтобы определить более отдаленные эффекты приема АСК в отношении смертности от рака, группа ученых более внимательно изучили данные трех исследований. Все три исследования проводились в Соединенном Королевстве, и на протяжении длительного периода времени уже после завершения этих исследований продолжали собирать данные о случаях смерти от рака при помощи национальной базы учета свидетельств о смерти и системам регистрации случаев развития рака.
Согласно данным отдельно взятых пациентов, всего обнаружено 1634 случая смерти, которые имели место у 12 659 пациентов. Было установлено, что АСК снижает 20-летний риск смерти от всех типов солидных злокачественных новообразований на 20% (HR 0,80, 95% ДИ 0,72–0,88; Р‹0,0001). Кроме того, отмечен больший благоприятный эффект приема АСК в отношении рака органов желудочно-кишечного тракта (HR 0,65, 95% ДИ 0,54–0,78; Р‹0,0001), однако отсутствовал эффект в отношении злокачественных новообразований системы крови.
Потребовалось, по меньшей мере, 5 лет терапии, чтобы снизить риск смерти от рака пищевода, поджелудочной железы, головного мозга и рака легкого, при этом 10 лет и более — чтобы установить какой-либо эффект в отношении частоты случаев смерти от рака желудка и колоректального рака, и 15 лет и более — в отношении рака предстательной железы. Что касается рака легкого, а также рака пищевода, прием АСК оказывал влияние только на развитие аденокарциномы.
В то же время результаты этих исследований не означают, что все люди старше 40 лет должны с сегодняшнего дня начать принимать ежедневно АСК в целях предотвращения развития рака. Следует также принимать во внимание и тот факт, что у некоторых людей при этом повышается риск развития кровотечений. По словам П.М. Ротвэлла, «вероятно, нужно разрешить прием АСК, пока у людей не появились побочные эффекты». Также во время интервью он добавил, что «вероятно, мы не должны так активно отговаривать людей принимать АСК, как мы делаем это в настоящее время», и, возможно, врачи должны «задуматься о назначении АСК в большей мере больным с повышенным риском развития сосудистых заболеваний, поскольку именно у этой группы людей, несомненно, уже отмечен благоприятный эффект приема АСК».
По словам Питера Элвуда (Peter Elwood), доктора наук и профессора эпидемиологии Кардиффского университета, Уэльс, «есть существенная разница между лечением и предотвращением развития заболевания».
П. Элвуд считает, что решение о приеме АСК ежедневно с целью предотвращения развития рака может быть еще одной возможностью больных, которой они воспользуются, как только узнают полную информацию о АСК, почти так же, как и изменение образа жизни, который рекомендуют им, но не назначают, с целью предотвратить развитие сердечно-сосудистых заболеваний.
Исследование проводилось вне коммерческих целей. П.М. Ротвэлл получил гонорары от фармацевтических компаний, заинтересованных в антитромбоцитарной терапии, в частности от компании AstraZeneca, Bayer, Boehringer Ingelheim, Sanofi-Aventis/BMS и Servier. П. Элвуд не уточнил подробности о финансировании исследования.

