Новости Elsevier
Новая противооспенная вакцина для пациентов с атопическим дерматитом
Результаты клинического испытания фазы 2 в отношении применения новой высокоаттенуированной нереплицированной противооспенной вакцины показали ее безопасность и иммуногенность у пациентов с атопическим дерматитом.
«Эти данные убедительно доказывают, что эту вакцину можно применять у пациентов с атопическим дерматитом, которых нельзя вакцинировать с помощью традиционных противооспенных вакцин», — заявила д.м.н. Maria Yadira Hurley, когда представляла результаты исследования на Ежегодном съезде Американской академии дерматологии — ААД (American Academy of Dermatology — AAD).
Данная вакцина под названием «Imvamune» выведена из родительского штамма модифицированной вакцины вируса Анкара — MVA-BN (Modified Vaccinia virus Ankara) — высокоаттенуированного вируса оспы, который утратил способность к репликации в клетках человека в соответствии со своим маркером (согласно данным датской компании Bavarian Nordic A/S, специализирующейся в области биотехнологий).
«Основываясь на высоко положительных результатах данного исследования, а также результатах более 12 других клинических исследований, которые, в общей сложности, включали более 2500 пациентов, правительство США в настоящее время уже запасается это вакциной. Правительство страны считает, что оспа представляет собой самую большую биологическую угрозу. Поэтому первостепенной задачей на сегодняшний день является разработка вакцины для людей, для которых не планируется применение уже существующих вакцин. Все имеющиеся вакцины ― это живые вирусные вакцины, и чтобы выработать иммунитет у таких людей, необходима репликация вируса», — поясняет M.Y. Hurley, дерматолог из Университета Св. Льюиса (St. Louis University).
По подсчетам правительства, потребуется 28 млн доз новой противооспенной вакцины только для пациентов с атопическим дерматитом в активной стадии или с этим заболеванием в анамнезе. К другой группе потенциальных реципиентов данной вакцины относят ВИЧ-инфицированных либо люди с ослабленным иммунитетом по другим причинам, а также членов их семьи, с которыми они контактируют.
В клиническом исследовании фазы 2, в котором M.Y. Hurley выступала в качестве научного руководителя, принимало участие 350 пациентов в возрасте 18–40 лет с атопическим дерматитом легкой и умеренной степени тяжести и 282 здоровых пациента контрольной группы, всем из которых дважды проводили вакцинацию с интервалом в 4 недели.
Пациенты хорошо переносили вакцину, не было отмечено случаев развития поствакцинальной экземы, миокардита и перикардита. Кроме того, не выявлено признаков осложненного течения атопического дерматита.
У пациентов с атопическим дерматитом выработался сильный иммунный ответ на вакцину, подобный таковому, который наблюдали у здоровых пациентов контрольной группы. Иммунный ответ был сопоставим с ответом, который наблюдается при применении традиционных противооспенных вакцин у здоровых пациентов. Иммунный ответ был наиболее сильным в обеих группах исследования спустя две недели после проведения второй вакцинации.
«Только в 20-м веке от оспы в мире умерло 300–500 млн человек. Несмотря на то, что вирус натуральной оспы уничтожен, известно, что в США и России сохранились экземпляры вируса, а неопознанные экземпляры могут находится в любой точке мира. В 1992 г. были опубликованы данные о ДНК-последовательности вируса натуральной оспы, и благодаря этому сегодня существует возможность воссоздания этого вируса с помощью методов генной инженерии. Вакцинация — единственный известный нам способ защиты», — отметила M.Y. Hurley.

