Therapia

Аспекты взаимодействия пациента и врача, возможность их оптимизации в медицинской практике (Часть 3)

Н.А. Калашников, канд. мед. наук, Национальный военно-медицинский клинический центр «ГВКГ» МО Украины, С.Н. Куница, Хмельницкий военный госпиталь МО Украины

Окончание. Начало см. в «Therapia» 2015, № 6 (99), с. 36–40, № 7-8 (100), с. 36–39.

Коммуникативная компетентность врача в обеспечении взаимодействия с пациентом

Медицинская практика врача любой специальности подразумевает адекватные представления о коммуникативном процессе, так как коммуникация — это установление и развитие контакта, обусловленного потребностью в совместной деятельности [26, 31, 32, 35, 38, 43, 45].

Коммуникативная компетенция врача, включающая определенные способы ее реализации, определяет успешность взаимодействия с пациентом. Для ее обеспечения необходимы соответствующие коммуникативные навыки.

Коммуникативную компетенцию врача определяют:

- конкретные психологические знания (о типе личности, способах переживания и реагирования на стресс, физиогномике);

- умение устанавливать контакт;

- способность «читать» невербальный язык коммуникации;

- правильное построение беседы;

- рациональная последовательность и правильная формулировка вопросов. Перечисленные элементы коммуникативной компетенции врача определяют рабочие параметры его деятельности для обеспечения эффективного взаимодействия с пациентом.

В коммуникации пациента существенную роль играют психологические типы врачей. Коммуникативные установки во взаимодействии врачей различных медицинских специализаций с больными имеют специфические различия [31, 32]:

- для врачей-хирургов — нетерпимость к неопределенности, повышенное стремление к статусному росту, авторитарный тип межличностных отношений и авторитарная направленность в общении;

- для врачей-терапевтов — желание избегать неудач и повышенное стремление к статусному росту, манипулятивная направленность в общении, эгоистичный и агрессивный типы межличностных отношений;

- для врачей-неврологов — отсутствие социальнокоммуникативной гармоничности, индифферентная направленность в общении (для врачей-неврологов мужского пола характерен авторитарный тип межличностных отношений, для неврологов женского пола — эгоистичный тип).

Коммуникативные установки врача могут быть изменены с помощью социально-психологического тренинга, направленного на овладение навыками конструктивного взаимодействия в диаде «врач – больной», в результате которого:

- врачи-хирурги выбирают диалогическую и манипулятивную направленность в общении помимо авторитарного типа межличностных отношений и авторитарной направленности в общении;

- врачи-терапевты, кроме эгоистичного и агрессивного стиля коммуникативного взаимодействия, предпочитают диалогическую направленность в общении;

- врачи-неврологи являются приверженцами манипулятивной и диалогической направленности в общении. При этом коммуникативная компетенция врача подразумевает реализацию пациент-центрированного подхода, включающего:

- желание понять и стремление к пониманию пациента и его видения ситуации болезни (его тревоги, чувства, ожидания и т.д.);

- понимание пациента в его жизненном контексте — психологическом и социальном;

- взаимопонимание и уверенность в достаточной, по мнению самого пациента, осведомленности в отношении его заболевания и лечения;

- привлечение пациента к качественному участию в процессе принятия решений и осуществлении выбора в отношении его заболевания и лечения;

- уважение пациента и признание его целостности, ответственности и одновременно его эмоционального состояния, поддержка пациента. Для обеспечения информационного уровня коммуникации каждая крупная клиника за рубежом представляет пациенту информацию об основных этапах диагностики, лечения и реабилитации в виде тематических буклетов по профилю его заболевания, как это осуществляется, например, в госпитальной клинике Сен-Луиса штата Миссури (США).(...)

 

Полностью статью читайте в печатной версии журнала

Для оформления подписки на журнал Therapia вы можте самостоятельно скачать,  заполнить, оплатить и выслать нам купон-заказ и квитанцию

а можете позвонить или написать в наш отдел подписки:

Виктория Мартыненко, Инна Дмитриева тел.: +38 (044) 498-06-73,

e-mail: trade@ums.kiev.ua,  dmitrieva@umb.com.ua