Therapia

Аспекты взаимодействия пациента и врача, возможность их оптимизации в медицинской практике (Часть 1)

Н.А. Калашников, канд. мед. наук, Главный военно-медицинский клинический центр «ГВКГ» МО Украины, С.Н. Куница, Хмельницкий военный госпиталь МО Украины

На современном этапе развития медицины в мире социально-экономические проблемы вытесняют традиционные правила взаимодействия врачей и пациентов, сводя их к прагматичному подходу [6, 7, 17, 23, 27, 39, 43, 48]. Теория и практика этого взаимодействия существенно меняется из-за глобализации социальных изменений, реформирования системы здравоохранения и ее коммерциализации, о чем свидетельствуют результаты многочисленных исследований и данные публикаций [5, 7, 11–13, 21, 28, 33, 35, 36, 47, 48].

 

На сегодняшний день содержание взаимодействия пациента и врача приобретает особое значение в здравоохранении Украины [36].

Привычная модель взаимодействия «врач – пациент» фактически не отражает естественной последовательности участия каждой стороны и их различные ролевые функции [20]. Из-за односторонней проекции отношений такая ситуация оставляет пациента и врача по разные стороны заболевания. При этом в сфере взаимодействия пациента с врачом ежедневно оказываются миллионы людей в разных странах.

Разносторонний и эффективный поход к решению этой проблемы возможен на основе совокупности знаний по биоэтике, социологии, клинической психологии, конфликтологии и медицинскому менеджменту. Только достаточное и правильное понимание взаимодействия «пациент – врач» позволяет врачу соблюдать принцип Гиппократа — «лечить не болезнь, а больного» [35, 36].

Цель нашего исследования — анализ факторов социальной и медицинской среды, снижающих эффективность взаимодействия пациента и врача, и разработка оптимизирующих подходов и общих практических рекомендаций для врачей разного профиля.

Для достижения указанной цели был проведен всесторонний анализ основных моментов, условий и факторов взаимодействия пациента и врача в такой последовательности:

1. Юридические права пациентов в странах Европы и в Украине и юридические последствия при недостаточном взаимодействии пациента и врача.

2. Современные условия медицинской практики и их влияние на взаимодействие пациента и врача.

3. Критерии выбора врача и предпочтительность его личных качеств с позиций пациента в Украине и за рубежом.

4. Отношение пациентов к болезни и психотипы личности.

5. Современная медицинская конфликтология о взаимодействии пациента с врачом.

6. Правила информационного взаимодействия пациента и врача при использовании современных технических средств коммуникации.

7. Коммуникативная компетентность врача в обеспечении взаимодействия с пациентом.

8. Разработка новых направлений в оптимизации взаимодействия пациента и врача.

Юридические права пациентов в Европе и в Украине. Юридические последствия при недостаточности взаимодействия пациента и врача

Проблема правового регулирования взаимодействия пациента и врача актуальна как для Украины [22, 40, 54, 55], так и стран Европейского Союза (ЕС) [11, 12].

Законодательство о правах пациентов имеет свою историю развития и постоянно усовершенствуется. В последнее время основными и действующими на демократических принципах документами международных юридических соглашений являются Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе, которая была принята на совещании ВОЗ в Амстердаме в 1994 г., и Европейская хартия пациентов, принятая на совещании крупных организаций гражданского общества стран ЕС в Риме в 2002 г. Они определили развитие законодательства и реформ систем здравоохранения стран ЕС на перспективу.

Разработка Европейской хартии пациентов была связана с положительным влиянием рекомендаций общественных организаций для принятия решений в здравоохранении и явилась фактом значительного повышения активности потребителей медицинских услуг и организаций пациентов в ЕС. В Европейской хартии указано, что ЕС должен гарантировать высокий уровень системы здравоохранения, трактуя здоровье человека как личное и социальное благо, а также гарантируя высокое качество оказания медицинской помощи. Для всех правительств стран ЕС это является четким ориентиром: не останавливаться на отметке «минимальные гарантированные стандарты», а стремиться к наивысшему их уровню, несмотря на различия в возможностях разных систем по предоставлению медицинского обслуживания [12, 21, 22].

Европейская хартия прав пациентов провозгласила четырнадцать конкретных пунктов относительно прав пациентов (рамка).(...)

 

Полностью статью читайте в печатной версии журнала

Окончание читайте в следующем номере

 

Для оформления подписки на журнал Therapia вы можте самостоятельно скачать,  заполнить, оплатить и выслать нам купон-заказ и квитанцию

а можете позвонить или написать в наш отдел подписки:

Виктория Мартыненко, Инна Дмитриева тел.: +38 (044) 498-06-73,

e-mail: trade@ums.kiev.ua,  dmitrieva@umb.com.ua